ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА

 

  

    



Агрономии и биотехнологии
Гуманитарно - педагогический
Зоотехнии и биологии
Почвоведения, агрохимии и экологии
Садоводства и ландшафтной архитектуры
Технологический
Экономики и финансов
Экономический факультет имени А.В. Чаянова
Природообустройства и водопользования
Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
Техносферной безопасности, экологии и природопользования
Процессов и машин в агробизнесе
Энергетический
Технического сервиса в АПК
Факультет повышения квалификации
Факультет заочного образования
Факультет очно-заочного образования
Довузовской подготовки
Военная кафедра

КОНТАКТЫ

Адрес: 127550
г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@rgau-msha.ru

Личный кабинет студента

Приемная комиссия:
+7 (499) 977-1455
priem@rgau-msha.ru


Схема расположения корпусов:



Корпоративная
почта @rgau-msha.ru:

Логин:


Пароль:





 

Главная / Факультеты / Факультет технического сервиса / Технический сервис машин и оборудования
Кафедра «Технический сервис машин и оборудования» является профилирующей кафедрой на факультете «Технический сервис в АПК».

Учитывая важность подготовки специалистов в области ремонтного дела, весной 1931 года дирекцией института было принято решение об организации ремонтной лаборатории при машинно-испытательной станции Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ). Инициатором организации лаборатории был студент III-го курса А.О.Проскуряков, окончивший ранее тракторный техникум и имевший опыт работы по подготовке механиков по ремонту тракторов в Уральской области. А.О.Проскуряков с помощью механика Дегтярева и слесаря Кузнецова за четыре месяца сумел организовать лабораторию. 

Новейшее импортное оборудование, которое было закуплено на 10000 инвалютных рублей, установили в помещении машинно-испытательной станции. В состав лаборатории вошли кузница, автогенно-сварочный пост по сварке и резке металла, вулканизационный пост по ремонту резины. В 1932 году машинно-испытательная станция пострадала во время пожара и была закрыта.

Позднее был разработан проект строительства новой лаборатории. К помещению машинно-испытательной станции пристроили новое здание. В нем разместили кузнечное, вулканизационное, механическое, сборочно-монтажное и сварочное отделения.

Лаборатория была переведена на хозрасчет и выполняла заказы по ремонту коленчатых валов, расточке и хонингованию цилиндров, заливке и расточке подшипников, ремонту покрышек и камер. Это позволяло приобретать новое оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для производственной деятельности лаборатории и организации учебного процесса.
 
Таким образом, в 1932 году на базе вновь созданной ремонтной мастерской и части машинно-испытательной станции создана кафедра ремонта машин. Руководство кафедрой было возложено на инженера Корчагина, имевшего опыт работы в совхозе “Гигант”. В том же году на заведование кафедрой был приглашен старший инженер ремонтного управления “Зернотрест” В.С.Крамаров, впоследствии видный ученый, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент ВАСХНИЛ, проработавший в институте до 1951 года. Под руководством В.С.Крамарова были заложены основы курса ремонта тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин - одной из важнейших научно-прикладных дисциплин, формирующих инженера-механика сельского хозяйства. Профессором В.С.Крамаровым проведены исследования и разработана технология восстановления изношенных деталей пластическим деформированием. Широко известны труды В.С.Крамарова в области ремонта сельскохозяйственной техники, разработки теоретических основ инженерного расчета технологических процессов ремонтного производства.


В 1933 году к педагогической деятельности на кафедре приступил И.С.Левитский. За 30 лет работы в институте И.С.Левитский вырос от рядового инженера до крупного ученого, автора многих учебников и учебных пособий по организации и технологии ремонта машин и оборудования. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР И.С.Левитский выполнил ряд крупных работ по планированию и организации ремонтной базы сельского хозяйства, подготовил большое число научных работников. 
Впоследствии И.С.Левитский возглавил кафедру надежности и ремонта машин ВСХИЗО (ныне РГАЗУ), которая в настоящее время носит его имя.

В том же году начал чтение нового курса “Допуски и технические измерения” профессор А.И.Иванов. Будучи начальником научно-исследовательской экспедиции по разработке норм технического ухода за тракторами, А.И.Иванов впервые построил классические кривые износа детали. После завершения экспедиции А.И.Иванов работал на кафедре в качестве ассистента, заведующего лабораторией, а с 1934 года - доцентом.

В эти годы А.И.Ивановуглубленно изучает один из разделов курса ремонта машин, который впоследствии был выделен в самостоятельную дисциплину “Основы взаимозаменяемости и технические измерения”. В 1960 году на базе этой дисциплины, и с таким названием впервые среди сельскохозяйственных вузов страны, была организована новая кафедра, которую он возглавил. Все учебники, учебные пособия и методические разработки по этому курсу разработаны и написаны профессором А.И.Ивановым и его учениками Г.А.Золотаревым, А.А.Куликовым, И.С.Серым, впоследствии ректором Мелитопольского института механизации сельского хозяйства.

С 1951 года, кафедрой заведовал доцент А.Т.Долженков. Первым нововведением было прекращение хозрасчетной деятельности лаборатории, которая мешала правильной организации учебного процесса и развитию научно-исследовательской работы. На площади лаборатории было создано 20 учебных кабинетов, оснащенных современным по тому времени оборудованием и приспособлениями: металлизационными установками, стендами по регулировке дизельной топливной аппаратуры, новыми сварочными и наплавочными агрегатами и др. В 1954 году А.Т.Долженков впервые разработал методику курсового проектирования. Это пособие выдержало несколько изданий и широко использовалось в других вузах страны. Под редакцией А.Т.Долженкова издан ряд учебников и учебных пособий для вузов, техникумов и училищ механизации сельского хозяйства.

Научные работы на кафедре в то время отличались завершенностью. Они широко внедрялись в производство. В 1968 году на кафедре начал работать доктор технических наук, профессор, академик ВАСХНИЛ, лауреат Государственной премии А.И.Селиванов. Вначале профессором, а затем ее заведующим. А.И.Селиванов - крупный ученый в области эксплуатации и ремонта машин. Разработанная им теория старения машин стала научной основой системы технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.

Результаты многолетних исследований, научная эрудиция и исключительная работоспособность принесли А.И.Селиванову широкое признание. Многие его труды переведены и изданы за рубежом. В 1974 году он был одним из руководителей Сибирского отделения ВАСХНИЛ.

В 1970 году для кафедры ремонта и надежности машин было построено новое здание. Старое помещение кафедры и часть здания машиноиспытательной станции на улице Прянишникова были снесены. На их месте, при активном участии студентов факультета организации и технологии ремонта машин, было построено пятиэтажное общежитие.

Лаборатория новой кафедры оснащена оборудованием для очистки машин; для восстановления и упрочнения деталей сварочно-наплавочными способами, электромеханическим упрочнением, диффузионной металлизацией, гальваническими и полимерными покрытиями; оборудованием для дефектоскопии и ремонта коленчатых и распределительных валов, блоков цилиндров, смазочной системы, шатунно-поршневой группы, газораспределения и сборки двигателя; оборудованием для ремонта топливной аппаратуры, электрооборудования и гидросистем; оборудованием для ремонта рабочих органов сельскохозяйственных машин. Всего оснащено 32 рабочих места для проведения лабораторно-практических занятий.

В 1974 году заведующим кафедрой ремонта машин был избран Н.Ф.Тельнов - участник войны и воспитанник института, прошедший путь от ассистента до Академика Международной академии образования, Заслуженного деятеля науки и техники, профессора, доктора технических наук, Заслуженного изобретателя РФ.

Руководить кафедрой столичного вуза с богатыми традициями - почетная и ответственная миссия. Николай Федорович был хорошо подготовлен к ней. Он длительное время работал доцентом кафедры, деканом факультета, руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории, проректором института по учебной и научной работе. Этот опыт оказал ему существенную помощь в деле дальнейшего совершенствования учебно-методического, научно-исследовательского и воспитательного процесса.

Все проектные решения по технологии восстановления изношенных деталей базировались на конкретной информации, собранной и математически обработанной студентами на практике по линии СНО. Полученная информация дополнила исследования студентов и позволила значительно повысить качество проведения практики и интерес к ней.

Профессор Н.Ф.Тельнов - научный руководитель отраслевой лаборатории ОНИЛ-2. Все разработки лаборатории выполняются на уровне изобретений и широким внедрением в производство. К примеру, моющие средства, оригинальные конструкции моечных машин и установок начинают выпускать серийно и поставлять на ремонтные предприятия страны.
Профессором Н.Ф.Тельновым написано 260 научных и учебно-методических работ, в том числе 16 книг. Ему принадлежит свыше 30 изобретений. Под его руководством защищено 36 кандидатских и 4 докторских диссертации. Он награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, орденом Красного Знамени и более 20 медалями.

В разное время на кафедре работали видные известные ученые: д.т.н., профессор И.С.Левитский, д.т.н., профессор А.И.Иванов, доцент Н.Н.Андреев, к.т.н., доцент И.П.Козлов, к.т.н., профессор К.А.Ачкасов, к.т.н., доцент Ю.Н.Артемьев, д.т.н., профессор В.Н.Бугаев, д.т.н., профессор А.Н.Батищев, к.т.н., доцент А.Н.Петрищев, к.т.н., профессор В.И.Савченко.

Среди высокопрофессиональных инженеров и учебных мастеров работали А.Н.Бехов, Е.Н.Семкина, М.А.Моткова, В.Е.Егоров, И.Е.Ритова и др.

Заведующие кафедрой:
  • 1932 – 1951 гг. – В.С.Крамаров, д.т.н., профессор, чл.-корр. ВАСХНИЛ
  • 1951 - 1968, 1970 – 1974 гг. – А.Т.Долженков, к.т.н., доцент
  • 1968 – 1970 гг. – А.И.Селиванов, д.т.н., профессор, академик ВАСХНИЛ
  • 1974 – 1989 гг. – Н.Ф.Тельнов, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ
  • 1989 – 1999 гг. – В.В.Курчаткин, д.т.н., профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ
  • 1999 – 2000 гг. – В.В.Стрельцов, д.т.н., профессор
  • 2000 – 2013 гг. – Е.А.Пучин, д.т.н., профессор
  • с 2014 г. – В.М. Корнеев, к.т.н., профессор.
Приказом №139 от 26 июня 2013 года кафедра «Ремонт и надёжность машин» реорганизована в кафедру «Технический сервис». 

В связи с реорганизацией ФГБОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева в форме присоединения к нему ФГБОУ ВПО МГАУ имени В.П. Горячкина и МГУП приказом №155 от 11 апреля 2014 года на факультете «Технический сервис в АПК» кафедра «Технический сервис» и кафедра «Инженерно-техническое обеспечение АПК» с 1 июля 2014 года реорганизованы в кафедру «Технический сервис машин и оборудования».

 


 
            
 
    
 

 

 

 

 

 

 

 

© РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013

127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru