ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА

 

  

    



Агрономии и биотехнологии
Гуманитарно - педагогический
Зоотехнии и биологии
Почвоведения, агрохимии и экологии
Садоводства и ландшафтной архитектуры
Технологический
Экономики и финансов
Экономический факультет имени А.В. Чаянова
Природообустройства и водопользования
Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
Техносферной безопасности, экологии и природопользования
Процессов и машин в агробизнесе
Энергетический
Технического сервиса в АПК
Факультет повышения квалификации
Факультет заочного образования
Факультет очно-заочного образования
Довузовской подготовки
Военная кафедра

КОНТАКТЫ

Адрес: 127550
г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@rgau-msha.ru

Личный кабинет студента

Приемная комиссия:
+7 (499) 977-1455
priem@rgau-msha.ru


Схема расположения корпусов:



Корпоративная
почта @rgau-msha.ru:

Логин:


Пароль:





 

Главная / Факультеты / Факультет технического сервиса / Материаловедение и технология машиностроения

История кафедры материаловедения и технологии машиностроения


Технология металлов и дерева - Технология металлов и новых материалов - Технология машиностроения - Материаловедение и технология машиностроения

Исторические корни кафедры "Материаловедение и технология машиностроения" уходят намного дальше 1930 года, который считается годом основания вуза. Еще в 1923 году, когда на базе инженерного отделения Тимирязевской с.-х. академии (ТСХА) был организован инженерный факультет с отделениями с.-х. механики и гидромелиорации, была создана кафедра технологии металлов, заведующим которой стал профессор Н.Ф. Черновский

В 1930 году на базе факультета механизации и электрификации ТСХА и факультета электрификации Ломоносовского института был создан Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ). В его состав вошла кафедра «Технология металлов и дерева» с лабораторией металловедения и учебными мастерскими с отделениями: механическим, слесарным, горячей обработки и деревообделочным. В механическом отделении было установлено 10 станков: 5 токарных, 4 фрезерных, 1 долбежный. В слесарном отделении были два верстака и разметочные плиты. Первым заведующим кафедрой стал к.т.н., доцент А.И. Круковский (1930–36 гг.). 

За время своего существования кафедра перетерпела ряд реформирований, которые оставили в ее истории заметный след. На некоторый период (1938 г.) она была объединена с кафедрой "Ремонт машин". В 1960-63 гг., при слиянии трех вузов - ТСХА, МИМЭСХ и МИИВХ (Московского института инженеров водного хозяйства) ее объединили с частью кафедры "Технология металлов и детали машин" МИИВХ. После разделения вузов кафедра под новым названием "Технология металлов и новых материалов" просуществовала до 1981 года, когда на ее базе были созданы две кафедры: "Технологии машиностроения" и "Материаловедение". 

В разные периоды кафедрой руководили известные ученые, внесшие большой вклад в развитие отечественной науки: к.т.н., доцент А.А. Левиков (1936-1942), д.т.н., профессор Н.Ф. Болховитинов (1942-1956), д.т.н., профессор М.О. Якобсон (1956-1960). 

Более 30 лет руководил кафедрой заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор С.С. Некрасов. В сентябре 1960 г. он был назначен заведующим объединенной кафедрой технологии металлов, продолжил руководить кафедрой после разделения вузов в 1963 г. 

После разделения кафедры на две в 1981 г. профессор С.С. Некрасов руководил кафедрой технологии машиностроения вплоть до 1992 г. Подготовил четырех докторов и 40 кандидатов технических наук. В течение ряда лет С.С. Некрасов был членом Экспертного Совета ВАК, членом секции по механизации, электрификации и мелиорации сельского хозяйства Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области науки и техники СМ СССР, главным редактором научных трудов МИИСП, членом Советов ряда организаций. 

В последующие годы (1992-1997) кафедрой технологии машиностроения руководили: к.т.н., профессор В.Д. Кренев, с 1997 по 2000 гг. – д.т.н., профессор В.Ф. Карпенков. С 2001 по 2012 гг кафедрой руководил д.т.н., профессор В.В. Стрельцов, который одновременно являлся проректором университета по научно-исследовательской работе. В 2012 году и.о. зав. кафедрой был назначен к.т.н. доцент И.Л. Приходько

Заведующим кафедрой материаловедения был назначен доцент Г.К. Потапов, который руководил ею до 1997 г. 
Геннадий Кузьмич Потапов являлся известным в стране специалистом в области восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники, в частности различного вида наплавки и напыления, в том числе гальванического, ТВЧ, плазменного, электроконтактного и фрикционного методов нанесения износостойких и противозадирных покрытий. Так, его докторская диссертация, успешно защищенная в 1988 году в диссертационном совете МИИСП, была посвящена этому направлению и называлась: «Интенсификация электротехнологических процессов формирования износостойких покрытий из порошковых сплавов при восстановлении сельскохозяйственной техники». 

В последующие годы (1997 - 2013) кафедрой материаловедения руководили: 
  • д.т.н., проф. Носихин Павел Иванович.
  • к.т.н., проф. Евсиков Виктор Васильевич
  • д.т.н., проф. лауреат премии правительства РФ в области науки и техники Карпенков Владимир Филиппович.
  • д.т.н., проф. Федорова Лилия Владимировна

В сентябре 2013 г. произошло слияние кафедр под названием «Материаловедение и технология машиностроения». Заведующим объединенной кафедрой был назначен д.т.н., доцент А.С.Кононенко.

С сентября 2014 г. объединенной кафедрой заведует д.т.н., профессор Гайдар Сергей Михайлович
Кафедра постоянно обновляла свое оборудование, расширяла площади. Качественный скачок в развитии кафедры относится к 1956 г., когда она из отдельных помещений переехала в 4-й учебный корпус и разместила на его площадях механическое, слесарное, литейное, сварочное и кузнечное отделения, лаборатории металлографии, термическую и режущего инструмента. Большую работу по оснащению кафедры проводили заведующие лабораторией М.Ф. Савин и С.И. Солозобов. Многие годы отдали кафедре мастера производственного обучения М.У. Гостева, А.Г. Маркина, Д.Г. Смоляков.

Вторым периодом усиленного пополнения кафедры оборудованием был период после организации в 1964 году факультета «Организация и технология ремонта машин», на котором был введен курс «Технология сельскохозяйственного машиностроения».

Большое внимание уделялось учебно-методической работе. Преподавателями кафедры был издан ряд учебников, учебных пособий, монографий. 

Среди них:

  • Н.Ф. Болховитинов «Материалы и термообработка частей сельскохозяйственных машин, автомобилей и тракторов» (Госмашметиздат, 1933);
  • В.М. Дзевульский «Технология металлов и дерева» (Изд-во с.-х. литературы, 1949),
  • Н.Ф.Болховитинов «Металловедение и термическая обработка» (Машгиз, 1947, 1952, 1965);
  • М.О. Якобсон «Шероховатость, наклеп и остаточные напряжения при механической обработке» (Машгиз, 1952);
  • Н.Ф. Болховитинов, Е.Н.Болховитинова «Атлас макро- и микроструктур металлов и сплавов» (Машиностроение, 1964),
  • С.С. Некрасов «Технология материалов. Обработка материалов резанием» (Машиностроение, 1965, 1967; Колос, 1974, 1984, 1997);
  • С.С. Некрасов, И.Ф.Бойчук «Алмазный инструмент в ремонтном деле» (Колос, 1970);
  • С.С. Некрасов «Сопротивление хрупких материалов резанием» (Машиностроение, 1971);
  • С.С. Некрасов, А.М.Пономаренко и др. «Практикум по технологии конструкционных материалов и материаловедению» (Агропромиздат, 1978, 1983, 1991);
  • В.Н. Байкалова «Восстановление деталей сельскохозяйственных машин» (Колос, 1979)
  • и др.
За монографию «Сопротивление хрупких материалов резанию» НТО Машпрома наградило профессора С.С. Некрасова премией имени И.А. Тиме. 

Научная работа на кафедре. 

Сразу после образования института (МИМЭСХ) в 1930 году под руководством академика В.П. Горячкина и проф. И.П. Прокофьева проведены работы по стандартизации деталей сельскохозяйственных машин. В этой работе приняли участие Н.Ф. Болховитинов, М.И. Кунегин, А.А. Левиков, А.И. Круковский и лаборантский состав кафедры. 

В 1930-36 гг. А.И. Круковским и А.А. Левиковым выполнена работа по совершенствованию конструкций и выпуску в мастерских кафедры тяговых динамометров, динамометрических ручек, ряда регистрирующих приборов и др., используемых при исследовании сельскохозяйственных машин. 

В 1936-40 гг. выполнены исследования по выбору материалов для сельскохозяйственных машин (С.М. Палестин), обрабатываемости серых и ковких чугунов, баббитов (А.А. Левиков, М.И. Кунегин, А.И. Круковский, П.И. Гуров). 

В 1945-56 гг. проведены исследования по выбору материалов для поршневых колец и гильз тракторных двигателей (А.И. Гостев), износостойкости винтовой пары молочных аппаратов (П.И. Гуров), глубины прокаливаемости стали (Д.В. Васильев), обрабатываемости высокопрочного чугуна (А.И. Антонов) и др. 

В 1961-62 гг. кафедра впервые выполнила научно-исследовательскую работу по хоздоговору (с Орловским заводом автопогрузчиков) на тему: «Разработка окончательной обработки цилиндров и штоков ротационным пластическим деформированием» (руководитель С.С. Некрасов, ответственный исполнитель Н.А. Карасев). По этому направлению в 1965-68 гг. выполнены работы по упрочнению роликами беговых дорожек колец, по раскатке внутренних поверхностей чугунных деталей (А.В. Румянцев), обкатке валов (П.Л. Кокоткин). Процессы финишной обработки роликовым инструментом обеспечивают уменьшение шероховатости на 40-70 %, повышение усталостной прочности на 15 % и производительности обработки (по сравнению со шлифованием) в 2,5-7 раз. 

Выполнен ряд работ (1963-74 гг.) по повышению производительности зубофрезерования в 2-3 раза за счет применения червячных фрез увеличенного диаметра (В.Н. Сафиулин, В.И. Иванов, С.С. Никифоров). В 1961-1963 гг. аспирант из НРБ В.Д. Витлиемов выполнил работу по исследованию процесса точения при охлаждении тонко распыленной жидкостью. 

С 1965 г. начаты работы по применению алмазных инструментов на финишных операциях в ремонтном и основном производствах. 

Применение алмазного инструмента взамен традиционного абразивного на финишных операциях при обработке деталей снижает шероховатость поверхности на 1-2 класса, увеличивает точность деталей на 70 %, повышает производительность обработки от 40 % до 10 раз, снижает расходы на инструмент на 20-40 %. Комплексное применение алмазного инструмента при ремонте или изготовлении основных деталей двигателя повышает его ресурс на 20-40 %. Выполнены работы (1965-82 гг.) по алмазному хонингованию при ремонте тракторных гильз из закаленного чугуна (И.Ф. Бойчук), шатунов (Г.И. Эжиев), по отделочной обработке коленчатых валов алмазными эластичными лентами (В.П. Андреев), по алмазной и электроалмазной обработке твердых сплавов (А.Ф. Казимирчук), алмазной и эльборной притирке клапанов (А.У. Кенжебаев), эльборному хонингованию (В.Д. Кренев), электроалмазному хонингованию гильз двигателей (В.Ф. Карпенков), электроалмазному шлифованию (В.Н. Байкалова), плосковершинному и обдирочному алмазному хонингованию гильз двигателей (А.М. Колокатов). 

В январе 1970 г. при кафедре была организована первая в институте отраслевая научно-исследовательская лаборатория рациональных методов обработки при восстановлении и изготовлении тракторов, автомобилей и с.-х. машин (ОНИЛ-1, руководитель С.С. Некрасов). 

Основные направления работ ОНИЛ-1:

  • повышение износостойкости деталей машин различными прогрессивными методами (плазменное и газоплазменное напыление, электроконтактная наплавка твердых сплавов и др.);
  • применение сверхтвердых материалов при финишной обработке деталей;
  • разработка электрохимического шлифования и электролитического хонингования;
  • разработка прогрессивных методов ремонта деталей машин;
  • повышение надежности и ресурса автомобильных и тракторных двигателей в процессе их ремонта.
С применением сверхтвердых материалов на финишных операциях при восстановлении деталей машин разработаны технологические процессы алмазного хонингования цилиндров со снятием больших припусков, обеспечивающее повышение производительности обработки в 2,5 раза за счет замены операции расточки на операцию чернового хонингования, а также плосковершинного алмазного хонингования цилиндров, повышающее износостойкость гильз на 20-30 % (А.М. Колокатов). 

Восстановление блоков цилиндров компрессоров ФВ-6, ФУ-12 постановкой вставок из стальной пружинной ленты с последующим алмазным хонингованием (И.П. Паршин, Ю.Н. Флицанов) позволило производить ремонт без запасных частей ремонтных размеров. 

В 1971-88 гг. разработаны процессы восстановления пластическим деформированием прямобочных шлицев на валах (Н.Н. Коротун), втулках с диаметром отверстий более 50 мм (А.Д. Федоров), втулках малых диаметров (Н.В. Башмаков). Шлицы во втулках до этого не восстанавливали. Процесс восстановления шлицевых втулок производителен и обеспечивает получение точности и ресурса новых деталей. На Владимирском тракторном заводе внедрен процесс шевингования конических зубчатых колес на базе разработки ОНИЛ-1 (Л.В. Ижорин). 

В 1978 г. на Всесоюзном конкурсе (МСХ СССР) по разработке технологии восстановления изношенных шлицевых валов работа ОНИЛ-1 «Технология и оборудование для восстановления шлицевых валов пластическим деформированием роликовыми головками с последующей калибровкой» удостоена третьей премии. 

Сотрудниками кафедр технологии машиностроения и материаловедения совместно разработаны следующие технологические процессы:
  • электроконтактное напекание деталей порошковыми твердыми сплавами, позволяющее повысить износостойкость деталей в 3-10 раз, а сопряженных деталей в 1,2-2 раза (В.А. Оськин, Ю.А.Гусев, Е.Л.Оханов);
  • центробежное индукционное напекание гильз цилиндров автомобильных двигателей твердыми сплавами (Х.М. Илямов, В.В. Моисеев), повышающее износостойкость рабочей поверхности гильз в 5-8 раз;
  • восстановление кулачков распределительных валов электроконтактным напеканием порошковых твердых сплавов (Г.К.Потапов, А.Ф.Меркулов).
Среди работ по повышению ресурса и надежности:
  • усовершенствование системы очистки масла отремонтированных тракторных двигателей (Р.Ш. Мирталипов), которое обеспечивает повышение срока службы системы очистки масла в 1,5 раза и увеличение ресурса деталей цилиндропоршневой группы в 2-6 раз;
  • ускоренная обкатка автомобильных и тракторных двигателей на маслах с присадками (В.В. Стрельцов, П.И. Носихин);
  • повышение ресурса автомобильных двигателей путем введения присадок в масло в процессе эксплуатации (С.В.Стребков, И.А.Дудников).
Несколько сотрудников кафедры (С.С. Некрасов, В.Ф. Карпенков, В.В. Стрельцов) за разработку и внедрение новых методов, материалов и технологий по повышению ресурса и эксплуатационной надежности с.-х. техники удостоены премии Министерства сельского хозяйства. По результатам работы за предшествующую пятилетку проф. Некрасов С.С. в 1971 г. награжден орденом «Трудового Красного Знамени». 

Разработанные процессы внедрены на 39 авторемонтных заводах, в том числе Рязанском, Краснопахорском, Волоколамском, Кемеровском и др. 

 


 
            
 
    
 

 

 

 

 

 

 

 

© РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013

127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru